Кому может быть полезен этот курс:
- Журналистам любых видов СМИ, освещающим темы, связанные с визуальными искусствами,
- Представителям смежных профессии (фотографам, продюсерам, работникам медиа- и шоу-бизнеса и др.).
- Всем, желающим научиться понимать живопись и получать максимальное удовольствие от общения с изобразительным искусством.
Вы получите следующие знания и умения:
- Классический фундамент для понимания основ теории и истории живописи,
- Разовьете глаз, получите навыки активного контакта с живописью,
- Составите и расширите персональный глоссарий искусствоведческих терминов и понятий,
- Получите ключевые навыки «беседы об искусстве» с участниками художественного процесса.
Программа курса:
Урок 1: Феномен живописи
- Изображение и образ. Как мы смотрим и что мы видим. Восприятие цвета и понятие колорита. Понятие композиции. Движение в живописи.
- Открытие перспективы как достоверного способа изображения мира. Виды перспективы в живописи. Живопись и оптика. Волшебный ящик камера-обскура: конструкция и применение. Камера-люцида.
- Границы живописи: изобразительное и неизобразительное. Живопись без объекта.
Урок 2: Фреска: живопись в пространстве
- Что называется фреской? Виды и техники фресковой живописи. Фреска как подвиг: самый трудозатратный вид живописи.
- Особенности живописи в трёхмерном пространстве. Фреска + архитектура: иллюзии и спецэффекты. Фреска как искусство масс-медиа.
- Историческое развитие фресковой живописи: от первобытных изображений до итальянских фресок эпохи Возрождения (XIV-XVI века). Автор первых «чистых фресок» Джотто ди Бондоне.
- Самые знаменитые фресковые циклы.
Урок 3: Картина: живопись на плоскости
- Картина как «невозможный объект». Техники живописи. Изобретатель масляной живописи Ян ван Эйк. «Картина картин»: Гентский алтарь.
- Понятие «школы». Главные школы в истории европейской живописи: голландская, фламандская, итальянская, испанская, французская, английская, русская. Особенности и основные авторы каждой из школ. Понятие «круга».
- Как используют картины: формы, размеры, назначения. Куда и как вешают картину? Экспресс-курс исторической развески и расстановки.
Урок 4: Портрет
- Картина на память: индивидуальный, парный, семейный, групповой, детский, посмертный портрет. Портрет как игра: костюмированный портрет. Портрет-аллегория. Официальный жанр: парадный портрет.
- Портрет как удостоверение личности: автор в зеркале (автопортрет) и автор глазами автора (портреты художников). Возможности портрета: идеал и/или индивидуальность.
- Портрет и иконописный образ: что общего и в чём разница.
- «Джоконда»: как стать суперзвездой. Секрет популярности одного портрета.
Урок 5: Натюрморт
- Определения жанра: nature morte (франц. — мёртвая природа) и stilleven (голл. — тихая жизнь). Возвышение бытовой темы в голландской живописи XVII века. Голландские «кухни» и «завтраки». Фламандские «лавки» и «кладовые».
- Натюрморт-аллегория и учёный натюрморт. Натюрморт-обманка. Цветочный натюрморт. Роскошный натюрморт.
- ХХ век: новые темы и приёмы натюрмортной живописи. Аналитический натюрморт. Сюрреалистический натюрморт. Метафизический натюрморт. Знаменитые натюрморты XX столетия и их авторы.
- «Подсолнухи» Винсента Ван Гога: история одного букета.
Урок 6: Пейзаж
- Элементы пейзажа как символы в средневековом искусстве. Пейзаж как живописный фон. Первые пейзажисты Иоахим Патинир и Херри мет де Блес. Картина природы как самостоятельный жанр. Виды и стили пейзажа: философский, лирический, эпический, героический. Пейзажи «узкой специализации»: марина, ведута. Пейзаж-утопия.
- На пленэре: пейзаж у импрессионистов и постимпрессионистов.
- Городской пейзаж — портрет цивилизации. Индустриальный пейзаж. Сюрреалистический пейзаж. Футуристический пейзаж.
- Русский пейзаж: национальная картина. Знаменитые русские пейзажи и их авторы.
- «Девятый вал» Ивана Айвазовского: шедевр художника-адмирала.
Урок 7: Бытовая картина
- Возникновение бытовой живописи. Первые бытовые сцены в искусстве европейского Возрождения.
- Виды и характеры бытовой картины. Голландские комнаты. Французские пасторали. Фламандские, немецкие и русские идиллии. Картина-сатира и картина-анекдот. Бытовая картина как остросоциальное высказывание.
- Профессиональный быт как новая тема живописи. Советская идиллия и «суровый стиль». Бытовая картина как философский жанр.
- «Сватовство майора» Павла Федотова: картина и стихотворение.
Урок 8: Историческая картина
- Понятие исторического сюжета в живописи. История человечества: картины на мифологические и евангельские сюжеты.
- История народа: опыты живописной реконструкции. Батальный жанр. Придворные сцены. Воображаемое прошлое: историческая картина как романтическая фантазия. Значение колониальных войн и археологических открытий для европейской исторической живописи. Эффект исторического резонанса: история как злободневность.
- XX век: историческая картина и политическое сознание. Мировые войны и социальные конфликты в живописных образах. Картина-агитка, картина-плакат.
- Картина-памятник.
Дополнительная информация:
1. Школа располагает местами в подземном гараже. Если вы хотите воспользоваться гаражом, сообщите нам данные на автомобиль (марка, госномер, ФИО владельца) заранее (на study@poznerschool.ru).
2. В перерыве слушателям будут предложены чай, кофе, вода и легкая выпечка.
Информация о преподавателе:
Алиса Ривкинд с отличием окончила Брянское художественное училище (специальность: промышленная графика) и МГАХИ им. Сурикова (специальность: теория и история искусства). Работала научным сотрудником художественного музея, куратором проектов в Государственном Центре современного искусства МК РФ, заместителем главного редактора журналов «Табурет» и «Арт-диггер», менеджером издательских и выставочных проектов дизайн-бюро Agey Tomesh/WAM и Издательской программы компании «Интеррос». Автор многочисленных публикаций об искусстве, материальной и художественной культуре и лекций по истории искусства и дизайна.
Портрет Алисы Корниловой-Ривкинд из «голландского проекта»
фотохудожника Натальи Климчук
Запись на обучение: study@poznerschool.ru, или по телефону (495) 785-7787.
|